- 29 октября 2024 13:41
- Новость
Ненадлежащая реклама
Придумывать рекламу – очень творческий процесс. Но иногда за такое творчество может прийти полумиллионный штраф от ФАС, а также иски от потребителей или конкурентов. А бывает, что кому-то повезет и санкции за провокационную рекламу окажутся мизерными по сравнению с прибылью от пиара. Иногда грани между надлежащей и ненадлежащей рекламой очень тонкие. И здесь лучше знать простые правила, которые помогут остаться в правовом поле
Yalilov & Partners
Айнур Ялилов, управляющий партнер юридической фирмы "Ялилов и партнеры":
При размещении рекламы надо ориентироваться на два базовых требования: добросовестность и достоверность.
Самые известные примеры недобросовестной рекламы – некорректные сравнения с продукцией конкурентов. Здесь можно вспомнить десятилетние рекламные войны БМВ и Ауди, взаимный троллинг «Макдональса» и «Бургер Кинга». На самом деле примеров раскачки конкурентов очень много, и возможно, часть из них - это взаимно спланированный, масштабный пиар-ход).
Недобросовестной будет считаться реклама с фразами «самый», «лучший», «первый», «номер один» и других слов в превосходной степени, если нет отсылки на исследования и параметры. Ну и весьма сомнительны сноски на опросы, проведенные еще при Царе Горохе). Кстати, с переоценкой грешат и вузы. Как-то раз вывеска «МГУ - лучший вуз России» была признана нарушающей конкуренцию.
Недопустимы и визуальные эффекты, отсылающие к другим брендам. В свое время ненадлежащей была признана реклама с изображением собачьих лап и надписью «Хаски». ФАС не поверила, что билборд был посвящен клубу любителей хаски и посчитала, что реклама вызвала у аудитории ассоциации с крепким алкогольным напитком.
Закон о рекламе весьма подробно определяет способы недостоверной рекламы. Любая информация о продукте должна быть подтверждена. Нельзя размещать ложные сведения о высоком спросе на товары, искажать данные о цене, скидках, бонусах. «Пуховики за копейки», «дешевле только даром» - придется держать слово!))
Если скрыли важную информацию, то это тоже недостоверная реклама. Как пример, акция Яндекс-Такси, в которой не было указано, что промокод действует только при первом использовании сервиса. А недавно ФАС оштрафовала Сбербанк за рекламу вклада. В предложении ясным образом не упоминались важные условия о сумме взноса, сроках, а информация в сноске была написана маленьким шрифтом.
Итак, всегда надо учитывать требования к объекту, содержанию и форме рекламы. Есть перечень товаров, работ и услуг, которые рекламировать запрещено: вейпы, оружие, написание дипломов, эскорт и так далее. Не допустимо призывать к насилию, жестокости, противоправным действиям. То же самое касается и рекламы для подростков, романтизирующей тюремную и уличную культуру.
Обратите внимание и на другие тонкости, которые могут признать рекламу ненадлежащей. К примеру, не пишите иностранные слова без перевода. То же понятие Sale на итальянском — «соль», а с французского оно переводится как «грязный». Это, кстати, было указано в одном из решений суда, оштрафовавшего компанию за более крупное изображение английской версии слова по сравнению с русской.
В рекламе очень важен этический момент. Когда-то мировой шум поднял ролик с рекламой энергетика, в котором использовался образ Христа, идущего по воде. Периодически всплывают примеры скандальных реклам с расовыми, гендерными, иными социальными оскорблениями. По сути, любой человек может пожаловаться на рекламу, если она каким-то образом задевает его чувства.
Правила о рекламе распространяются на разные площадки, включая соцсети. Имеет значение и сфера отношений. Например, для рекламы на радио существуют лимиты по количеству эфирного времени. Блогерская реклама – вообще отдельное поле для анализа, в том числе, с точки зрения морали. Чуть ли не в каждом втором детском контенте - распаковка, навязывание брендов, призыв к потреблению! Всё это вызывает у ребенка дикое желание иметь товар, и убеждение, что покупка точно сделает его счастливым.
Итак, если вы как потребитель увидели рекламу и усомнились в ее допустимости, то обращайтесь в ФАС с требованием о проверке. Если же вам как предпринимателю важно, чтобы реклама была не только эффективной, но и законной, внимательно изучите требования. Проверьте содержание и восприятие информации. А в договоре с рекламным агентством не помешает прописать условие об ответственности на случай, если реклама окажется ненадлежащей.