- 21 ноября 2024 12:19
- Интервью
«Трудности с платежами и логистикой решаемы»: эксперт о бизнесе с Китаем
Распространено мнение о том, что для китайских инвесторов наиболее привлекательными являются приграничные регионы России. Но проводимые российско-китайские бизнес-форумы свидетельствуют о заинтересованности китайской стороны в открытии производств в центральных субъектах РФ. В рамках II международного бизнес-форума «Ростки: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество» стали известны реализуемые проекты на территории Татарстана и проблемы, с которыми сталкиваются российские бизнесмены при сотрудничестве с китайскими партнёрами. На форуме работала выездная студия «Бизнес ФМ». Её гостем стал Первый заместитель председателя торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев. Он рассказал об особенностях и перспективах ведения бизнеса с Китаем и настроениях инвесторов.
russiachinaforum2024.tass.photo / Дмитрий Феоктистов/фотохост-агентство ТАСС
Более года прошло с момента организации I международного форума «РОСТКИ: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество». Многое было сделано, обдумано. Артур Сергеевич, Вы, как никто другой, знаете какие встречи проходят в рамках форума. На что делается ударение? Знаем еще, что вы регулярно посещаете Китай и прекрасно знакомы с менталитетом китайцев. Привыкли они к нам?
- Правильно сказали, менталитет здесь очень важный момент. Понять, почувствовать - это одна история, а вот принять — не всем по душе, а если это не по душе, то химия не срабатывает. А химия в предпринимательстве, наверное, одна из основных вещей, которая должна происходить.
Я не скажу, что я уж такой большой специалист по Китаю, но за последний год мы проводили несколько встреч, посещали неоднократно эту страну. Планируем четвертую поездку в Китай, буквально через неделю: 14 человек, 11 компаний будут представлять делегацию. Это совместный проект с «Инакомом» и Министерством экономики. С нами едут предприниматели, мы будем знакомится с предприятиями, посещать выставки, проводить B2B встречи.
Вы спросили про результат? Действительно, «РОСТКИ» становятся очень серьезной точкой не только для Татарстана, но и для всей России, и не зря. Выставляются многие регионы, стараются засветиться, показать себя на этих встречах. Не у всех есть возможность поехать даже в Китай, а вот первая встреча, первый толчок - увидеть глазами друг друга, видеть где-то и пощупать продукцию можно как раз на выставке.
Мы видим увеличение количества предприятий, которые здесь выставляются. У меня есть такая история. Одно предприятие буквально год назад участвовало в форуме «РОСТКИ» в качестве слушателей. Буквально через неделю полетели вместе в Китай и помогли коллегам настроить этот мостик. Но надо сказать, что там активность самого предпринимателя очень высокая. Он уже шесть-семь раз за год был в Китае, и постоянно привозит какие-то интересные инструменты для себя, для развития своего бизнеса.
Надо еще вспомнить, что совсем недавно была пандемия. Китай очень тяжело её пережил. Тяжело, с точки зрения, общения, взаимодействий. И форум «РОСТКИ» был очень важным толчок. И то, что прошел в Казани саммит БРИКС, то, что высшее китайское руководство посетило город - это очень показательно. Движение первого лица внимательно отслеживается китайским бизнесом. Я недавно разговаривал с китайцем, он мне говорит: «Мы в Китае знаем Москву, знаем Санкт-Петербург, кое-кто знает Новосибирск, но третий город всё-таки Казань». Это как раз возможность показать себя и возможность настроить прямые контакты.
(слева направо) Партнер, руководитель группы таможенного регулирования и международной торговли Группы компаний Б1 Вильгельмина Шавшина, председатель Совета по таможенной политике ТПП РФ, советник президента ТПП РФ Георгий Петров, генеральный секретарь Китайской торговой палаты по импорту и экспорт Куйлун Го и первый заместитель председателя Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев (слева направо) во время пресс- конференции "Оптимизация таможенных процессов: путь к эффективным торговым связям между Китаем и Россией в рамках международного форума "Ростки: Россия и Китай — взаимовыгодное сотрудничество" в "Казань Экспо". Дмитрий Феоктистов/фотохост-агентство ТАСС
Как отмечают эксперты, Китай готов нам продавать сколько угодно товаров, но сложно их привлечь в качестве инвесторов. Существует определённая настороженность с китайской стороны к России, Татарстану. И именно форум «Ростки» помогает выстроить взаимоотношения. То есть китайцы начали узнавать, кто такие русские, кто такие татары. Это правда?
- Для китайцев очень важен тот факт, что в страну пришли большие производители. Я имею ввиду Haier. Они строят производства, три завода уже представлено, планируют до восьми заводов создать, строят и жилье для своих сотрудников, то есть целый комплекс. Это тоже для китайцев определенный сигнал, что сюда можно заходить. К тому же, каждый год подводятся итоги по инвестиционному климату. Китайцы тоже за этим следят. Мы постоянно в тройке лидеров - это тоже показатель. Ну и открытость, конечно, нашего первого лица, который участвует здесь во всех мероприятиях. Можно задать вопрос напрямую руководству, И, этот вопрос не просто задается в воздух. Идет определенная генерация, работа. А что делать дальше? Я, к сожалению, не могу говорить за Агентство инвестиционного развития. Но я слышал очень интересные идеи по следующему форуму - это будет продолжение с интересными вхождениями и в бизнес, и в культуру, и в деловую, и в духовную часть, чтобы всё развивалось у нас с китайскими партнёрами гармонично.
Артур Сергеевич, а не выглядит ли это как замещение западных стран?
- Есть такие опасения, нам надо подтягивать своё производство. Да, рынок освободился, китайцы это сразу почувствовали. Завалили нас машинами, техникой. Есть же разное мнение. Кто-то говорит, Китай - это передовые истории, кто-то говорит, наоборот, что китайские изделия невозможно взять в руки, все разваливается. Не зря в Китае много заводов. На одном и том же заводе, могут изготавливаться изделия разного качества. Но это надо просто понимать. Зачастую наши предприниматели стараются получить самый дешевый продукт. Но самый дешевый — это не значит самый хороший. Китайцы не могут там сказать «нет». Тем более, если кто-то, что-то хочет купить и еще в руках деньги держит. За эти деньги в ваших руках продавец будет биться. Другое дело, если он уже получил эти деньги, вам возможно, будет где-то сложно какие-то дополнительные получить условия по своему контракту. Поэтому надо все-таки немножко растягивать эту «любовь», чтобы получить больше возможностей для себя. А замещение конечно происходит. Самое главное, чтобы это замещение происходило с точки зрения технологий.
Сейчас Китай, на самом деле, занимает первое место по полученным в год патентам и авторским правам, то есть они обогнали Японию, Америку и занимают первое место по прошлому году, довольно-таки серьезно опережая. Если смотреть по корпорациям, которые тоже владеют своими патентами, технологиями, R&D-разработками, тоже в десятке есть три китайские компании. Это, опять же, говорит о том, что они не просто двигаются сами, но и двигают науку, стараются в разработках становиться первыми. Они понимают, что без этого дальше никуда.
Они ценят, наши «мозги», я имею в виду, российских учёных?
- Они не только российские мозги ценят, но еще и «пылесосят» по всему миру. То есть они подтягивают к себе лучшие головы. Столько научно-исследовательских институтов, сколько в Китае, я не знаю, где еще может быть.
- Запустили рейс Казань-Шанхай. Есть ли какие-то результаты? Поступал ли отклик с китайской стороны о том, довольны они, недовольны? Есть ли от клиентов какой-то отзыв? Нужен нам этот рейс?
-Я могу сказать, что я не очень доволен, потому что цена билета выше, чем через Москву лететь. Мы летим, например, буквально через неделю, нам дешевле и проще через Москву. Но - это говорит только о том, что рейс заполнен. Причем, когда я в сентябре разговаривал с коллегами из авиакомпании China Airlines, они уже тогда говорили, что как только они открыли эту линию, она уже практически на 70−80% была заполнена до ноября. Это говорит только о том, что надо следующий открывать.
- То есть можно говорить об ажиотаже?
- Определённый ажиотаж есть. Причём, самое интересное, что история с билетами, в два раза дороже получается, чем через Москву. Допустим, если ещё с багажом, то обычно сколько накидывается на багаж? 4−5 тысяч. А, здесь, обычный билет 92 тысячи рублей, а с багажом 23 килограмма — 150 тысяч рублей.
Это в оба конца, правильно?
- Да, конечно, и сейчас есть предложение от компании, которая занимается грузовыми перевозками. Скорее всего, это показывает то, что возятся уже грузы туда-сюда. То есть заинтересованность очень высокая, и поэтому компания, понятно, что ценой пытается немного сыграть и снять сливки.
(слева направо) Председатель Совета по таможенной политике ТПП РФ, советник президента ТПП РФ Георгий Петров, генеральный секретарь Китайской торговой палаты по импорту и экспорт Куйлун Го и первый заместитель председателя Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев (слева направо) во время пресс- конференции "Оптимизация таможенных процессов: путь к эффективным торговым связям между Китаем и Россией./Дмитрий Феоктистов/фотохост-агентство ТАСС
На форуме «Ростки» были представлены компании, которые могут помочь в развитии пассажирских перевозок, грузоперевозок, транспортно-логистических решений. Одна из главных проблем для бизнеса с Китаем — это логистика?
- Справедливо говорите. Если вернуться ретроспективно назад, после пандемии в Китае был скачок в стоимости логистики практически в три раза. Через какое-то время стоимость чуть-чуть сбавилась. И до сих пор есть определенные сложности. Я это называю проблемой роста.
Пять-шесть лет назад у нас был оборот с Китаем 63 миллиарда долларов. 2 года назад 190 миллиардов долларов, сейчас, за прошлый год, 240 миллиардов долларов. Это же не просто деньги, это товар, который идет в обе стороны.
И поэтому инфраструктура немного запаздывает. Казахстан старается выстраивать логистические центры. У нас в Алабуге строится большой логистический центр, который, тоже будет инфраструктурной помощью в движении для нашего бизнеса.
Нам же главное, насколько я понимаю, выстроить такой путь, чтобы он был приемлем по цене для всех, в первую очередь, для бизнеса. К чему мы стремимся?
- Если говорить про «Один пояс, один путь» и вернуться к этой истории, то как раз логистика по пути: Шанхай — Урумчи - Казахстан, далее может быть через Татарстан, на Москву и Санкт-Петербург, она укладывается в этом контексте.
Мы говорим о ближайшем будущем?
- А деваться некуда. Узкие места надо расшивать. Еще есть одно узкое место, которое волнует нас и предпринимателей — это финансовые потоки. Мы постоянно думаем и находим выходы, но они то появляются, то закрываются. И, тем не менее, мы тоже видим, что движение в этой части есть. Мы говорим, что прошлый год 240 миллиардов. Мы говорим, что по результатам этого года, по сравнению с прошлым, только на 2,8% поднялся оборот. Он поднялся гораздо больше, если не было бы этих финансовых заторможенностей. Поэтому, я думаю, если этот вопрос решится, то тут одними логистическими центрами, про которые мы сегодня с вами говорим, наверное, не обойдемся. Тут еще больше надо строить. Предприниматели, всегда находят выход из положения. Даже эти почти три процента — это довольно-таки серьезно, если учесть, что база очень высокая. Россия занимает четвертое место по торговле среди стран с Китаем. И это уже серьезно.
Елена Новгородцева, Лилия Зиннурова