- 18 апреля 2025 11:48
- Новость
Оспаривание действия госорганов в суде
Споры с властью - дело довольно тонкое. Если госорган принял решение, которое нарушает права граждан или компаний, то его можно оспорить в суде. Но важно знать процедуру и заручиться надежными аргументами

Айнур Ялилов, управляющий партнер юридической фирмы «Ялилов и Партнеры», кандидат юридических наук.
Итак, оспорить в суде можно решение госоргана, муниципального органа, должностного лица или решение экзаменационных либо призывных комиссий, а также других организаций с публичными функциями (наподобие медсанчасти ФСИН).
Если публичное решение нарушило интересы в предпринимательской сфере, то оно обжалуется в арбитражный суд. Например, Антимонопольная служба привлекла к ответственности, а компания с этим не согласна. Если же спор носит гражданский, земельный, административный, иной характер, то идем в суд общей юрисдикции. К примеру, районная администрация отказала в праве на льготное жилье или дорожная инспекция неправильно установила дорожный знак. Такие жалобы разбираются по правилам Кодекса административного судопроизводства.
Административные исковые заявления подаются в суд по месту нахождения органа, принявшего спорный акт. Но заявление можно направить и по месту жительства гражданина или нахождения организации.
На самом деле, не важно, в какой форме было принято решение чиновника. Если оно опубликовано в Интернете, но затрагивает ваши интересы, то это тоже может стать поводом для обращения в суд.
Оспорить можно не только действие, но и бездействие. К примеру, подали вы заявление о предоставлении земельного участка, а чиновник молчит, либо специально затягивает решение, а тут уже и все сроки прошли! Пишите жалобу в вышестоящий орган либо в суд. Представим теперь, что ответ всё же дали, но скорее, похожий на отписку. Если вы знаете, что акт не обоснован и отражается на ваших интересах, то вы тоже вправе его обжаловать в суде. Не забываем о соблюдении сроков. Например, заявить в арбитражный суд можно в течение трех месяцев с того момента, как вы узнали о нарушении своих прав.
Кстати, многие не понимают распределения бремени доказывания. Закон гласит, что пострадавшей стороне достаточно заявить о своей позиции, о нарушении прав, а вот доказывать, что всё законно и обоснованно, должно государство. Но мы бы не советовали оставаться пассивной стороной в споре с госорганом. В нашей практике встречалось, что ведомство шло на уступки, во избежание нежелательных судебных процессов. А иногда предотвратить налоговые санкции получалось еще на этапе проверки, путем грамотных возражений на акты налоговой. В отдельных случаях, несмотря на крепкую позицию госоргана, удавалось доказать нарушение процедурных требований и отменить решение.
В спорах с органами власти суды не связаны доводами заявителя. Гражданин или организация как некая слабая сторона спора могут не знать всех нюансов правовых норм. Поэтому суд проверяет все обстоятельства и факты, выясняет применимые нормы и ссылается на такие законы, которые реально регулируют вопрос.
Суд может прекратить производство по делу с участием госоргана, если тот исправил, отменил решение либо начал устранять проблему. Ну и приятный бонус - факт отмены незаконного решения чиновника – это повод заявить в отдельном судебном процессе требование о возмещении ущерба или компенсации морального вреда.
К сожалению, за последние годы в спорах с госструктурами больше проигрышей среди граждан и организаций, особенно, в налоговых баталиях, в спорах с Антимонопольной службой, в делах о деприватизации и национализации. Позиции проверяющих органов оказываются более сильными.
Но несмотря на общий скепсис, инструменты для выигрыша дел против публичных органов всё же имеются. Если предпринимателями или гражданами не было допущено серьезных нарушений, и они действовали добросовестно, то с качественно проведенной досудебной работой интересы отстоять возможно. Позиция должна быть безупречной, оттóченной и пластичной, потому как во многих кейсах можно всё урегулировать до суда. Так что в спорах с государством тоже пригождаются «мягкая сила», знание процедур и открытость к диалогу.