- 27 июня 2025 15:02
- Новость
Антикоррупционные иски прокуроров
Лента новостей
«Указано их казнить смертию. Однако от смерти освобождены, только за лживую их присягу обожжены языки им калёным железом, и имение их всё взято на государя», – так звучал приговор в отношении сенаторов петровской эпохи Василия Апухтина и Григория Волконского, которые поставляли в армию продукты и обмундирование по завышенным ценам, а деньги уводили в заграничные банки. Телесные наказания, конечно, к современным коррупционерам уже не применяются, а вот за имущество око государево возьмется основательно. Тем более после выхода резонансного Постановления Конституционного Суда

Айнур Ялилов, управляющий партнер юридической фирмы Yalilov&Partners:
За последние годы органы прокуратуры стали обращаться в суды с исками об обращении в казну государства имущества граждан и организаций, приобретенного через коррупционные схемы.
Антикоррупционные иски прокуроров стали предметом бурных обсуждений в юридическом мире. Резонанс вызвало Постановление, принятое Конституционным Судом в 2024 году. Дело касалось изъятия активов в бизнес-структурах агроконцерна «Покровский» стоимостью более 9 млрд. рублей. Доходы, между тем, были получены еще в 2000-х.
Конституционный Суд взял твердый курс на борьбу с мздоимоством и объяснил всем, что сроки исковой давности к изъятию нечестно заработанного имущества применяться не будут. Одно дело – имущественные интересы, а другое – публичные. И государственные интересы в борьбе с коррупцией в приоритете.
Фактически антикоррупционные требования прокуроров сегодня превращаются в «вечные иски». То есть даже если нерадивый чиновник мирно встречает свою старость в загородном поместье, приобретенном нечестным путем, то суд вправе изъять недвижимость и через двадцать, и через пятьдесят лет. Все прекрасно понимают, что люди у власти могут влиять на ситуацию и длительно скрывать коррупционные следы. Именно поэтому период выполнения должностных функций может не учитываться.
Общий тренд правоприменительной практики такой: коррупция - одно из самых страшных антисоциальных явлений, подрывающее авторитет власти и смысл права в целом. А значит виновные не должны ни в коем разе избежать ответственности.
Прокурор теперь не ограничен ни сроком подачи антикоррупционного иска, ни видом, ни стоимостью, ни режимом имущества.
Антикоррупционный иск удовлетворят и в том случае, если на момент нарушения не было конкретного ограничения или запрета. «Идеальный образ» чиновника подразумевает необходимость пресечь использование своей должности в корыстных целях, воздержаться от любых антисоциальных действий.
Более того, Конституционный Суд ввел еще одну необычную конструкцию, провозгласившую «греховность» коррупционного имущества – его можно конфисковать и у последующих приобретателей, если судом не будет признана их добросовестность. Нередки кейсы, когда чиновник фиктивно продает или дарит недвижимость третьему лицу, фактически сохраняя ее за собой.
А чтобы не пострадали честные граждане, предусмотрены определенные исключения. Если приобретатель не мог и не должен был знать об источнике происхождения вещи, то взыскание недопустимо. Но при этом прокурор вправе требовать взыскания с коррупционера-отчуждателя эквивалента имущества.
И вот что любопытно, для удовлетворения антикоррупционного иска наличие предварительного обвинительного приговора в отношении должностного лица не обязательно. Даже если по уголовной части применена исковая давность, то активы все равно могут быть переданы государству в рамках гражданского процесса.
Борьба с коррупцией не должна дестабилизировать оборот. При том, что прокурорские иски – это все-таки публичный инструмент с широкими полномочиями и уклоном на «обвинение», задача юридического сообщества в современных реалиях заключается в том, чтобы сделать механизм доказывания эффективным и справедливым.
Популярное
Последние новости