- 17 октября 2025 15:46
- Новость
Профессиональная этика юриста в цифровом пространстве
Когда Аристотель под тенью оливкового дерева размышлял об этике, он даже не подозревал, как далеко всё зайдет. Как спустя две тысячи лет формой выражения социально одобряемого станут лайки, появится так называемая новая этика, а волну протесов сможет вызвать один маленький комментарий в Твиттере. Каждая социальная группа вырабатывает свои корпоративные правила и ценности. Юридическое сообщество как одна из мощных и влиятельных систем формирует моральные тренды не только для профессиональной среды, но и для общества в целом. А в информационной плоскости ответственность усиливается в разы. Попытаемся посмотреть на вопросы этики юристов как со стороны представителей профессии, так и взглядом пользователя юридических услуг.
Бизнес FM Казань
Айнур Ялилов, управляющий партнер юридической фирмы Yalilov&Partners:
Итак, этические требования касаются поведения юриста в профессиональной деятельности, его взаимодействия с клиентами, коллегами, судом и обществом в целом. И если у адвокатов, в частности, есть свой собственный свод правил - Кодекс профессиональной этики адвоката, то для других представителей правозащитной миссии нет какого-либо универсального источника «чести и нравственности». Критерии bono fide формируются в обычаях, стандартах, деловой практике, локальных актах и договорах. Нравственные эталоны приняты и Международными, национальными ассоциациями юристов. Но при этом редко, где содержатся четкие параметры отношений в медиапространстве или, например, при использовании искусственного интеллекта.
В современных реалиях основные ценности отражаются в личном бренде – то, как юрист позиционирует себя в информационных ресурсах, в соцсетях. Реальная жизнь синхронизируется с цифровой проекцией: служители закона ведут блоги, колонки. Их содержание может о многом рассказать, причем не только с точки зрения полезности информации, но и репутации компании. Не секрет, что пиара ради некоторые коллеги не брезгуют высказаться о хайповых кейсах, далеко не всегда давая компетентный анализ. Просмотры это, конечно, набирает, но вот людей вводит в заблуждение.
Любые оценочные характеристики, сравнения должны насторожить, равно как и громкие заявления, дающие безосновательные надежды. Приемы, порочащие других коллег - тоже «red флаг». В юридической сфере, надо сказать, сегодня складывается естественный фильтр – нечестные формы конкуренции саморегулируются внутри сообщества.
Поскольку мы имеем дело с резонансными спорами и нарушениями прав, то публичное поле часто становится минным. В адвокатской среде, к примеру, предусмотрены общие обязательства правозащитника не комментировать в СМИ ход течения уголовного дела, в котором он не участвует, критиковать правовые позиции коллег, не порицать обвиняемых или подозреваемых; воздерживаться от радикальных политических заявлений. Нарушение этих норм влечет последствия - дисциплинарные взыскания, вплоть до лишения адвокатского статуса. Подобные запреты и ограничения установлены и по отношению к судьям и к другим работникам правоохранительной системы. За последние годы коммерческие структуры тоже воспринимают подобные правила игры как бонус к улучшению деловой репутации.
Еще один важный аспект информационно-правовой культуры связан с конфиденциальностью. Защита и использование сведений, полученных от доверителя - краеугольный камень этики юриста. Коллеги работают с большим объемом закрытой информации. Разглашение может оказаться неблагоприятным ни для частных лиц, ни для бизнеса. С формальной точки зрения, если в договоре с доверителем не прописан режим секретности, за его нарушение привлечь очень сложно. Тот же оборот персональных данных - конструкция с множеством ограничений и обязанностей. И каждый вид тайны должен быть упакован, прежде всего, на локальном уровне.
Бывает и так, что именно огласка, обнародование становятся чуть ли единственным способом добиться справедливости. Здесь лучше обезопаситься и заказчику юридических услуг, и исполнителю, определив в договоре пределы разглашения информации о деле и его деталях. Это нужно для того, чтобы не нарушить права третьих лиц, не принести еще больший вред наиболее уязвимым субъектам, например, детям или женщинам, пострадавшим от насилия.
Этические стороны в юридическом мире имеют много граней, каждая из которых требует своей уникальной оптики. Проблему повышения уровня качества правовой помощи вряд ли можно решить адвокатскими монополиями и жесткими методами «сверху». Гораздо более ценным видится выработка отраслевых стандартов юридических услуг и профессиональной этики в офлайн и онлайн-пространстве.

