- 21 октября 2025 12:03
- Новость
Кто обходится без «капучинки на кокосовом»?
Бизнес FM нашла тех, кто не понаслышке знает, что значит работать в суровых условиях и обходиться без очевидного атрибута поколения Z
Фото: личные архивы Дианы Пестовой и Динислама Кужахметова, freepik.com
Представители поколения Z (зумеры) известны своим непостоянством, особенно когда речь идет о работе. Кто-то из них покупает новую книгу Прохора Шаляпина в надежде перенять умение зарабатывать, не работая, а другие «пашут» по 8 часов в офисах, покидая рабочее место ровно в 18:00 и не секундой позже. Речь идёт о поколении “Z”, которое, казалось бы, сломало все стереотипы. Часто их представляют, как не желающих работать в «офисе с 9 до 18», стремящихся к творчеству, фрилансу и создающих новые профессии вроде “мемологов”. Но что, если среди них есть те, кто выбрал совсем другой путь? Те, кто предпочитает работу, о которой многие даже и не слышали, осваивая не самые популярные профессии — грузчика на заводе или инженера на вахте — и при этом остаются собой, со своими увлечениями и взглядами.
Случайность, которая изменила жизнь: что будет, если рискнуть и уехать на другой край России?
Каково работать в далёком Ханты-Мансийске и ради чего стоит попробовать вахтовый метод? На эти и другие вопросы ответила 21-летняя Диана Пестова, инженер-технолог станции ГТИ.
- "Моя история в нефтегазе – чистая случайность. Я не планировала связывать свою жизнь с этой сферой, и вахтовый метод работы вообще не входил в мои планы. Но когда предложили пройти практику с возможностью сразу трудоустроиться, я подумала: "Почему бы и нет?". Изначально я думала отработать практику и уйти, но что-то зацепило. Я поняла, что неплохо разбираюсь в этой теме и мне хочется развиваться дальше. Хотя, признаюсь, работать здесь всю жизнь не планирую. Сейчас наберусь опыта и знаний, а через пару лет, возможно, буду искать работу уже в городе.
Самая первая вахта была наполнена любопытством. Мне было очень интересно увидеть всё в реальности, а не только по рассказам преподавателей колледжа. В целом всё оказалось примерно так, как я и представляла. Больше всего я опасалась работы в исключительно мужском коллективе – никогда не знаешь, чего ожидать. Ну и, конечно, боялась плохих бытовых условий: думала, что буду мерзнуть или возникнут проблемы с питанием.

К счастью, семья меня поддержала. Для них работать в нефтегазовой сфере – это почетно. Хотя все предупреждали, что будет тяжело. Единственный, кто не очень доволен, – это мой молодой человек. Мы редко видимся, и ему не нравится, что я работаю в таком коллективе. Идею этой вакансии, кстати, подсказал колледж. Со сложностями при трудоустройстве не столкнулась, разве что очень хотелось разорвать договор, когда начали рассказывать "страшилки" про медведей и прочее. (Смеется.)
Собираясь на первую вахту, я хотела взять с собой абсолютно всё! Естественно, пыталась уместить это так, чтобы не было перевеса в аэропорту. Составляла списки, советовалась с опытными коллегами: что действительно нужно, а что можно купить уже на месте. Не знаю, что можно считать необычным, в основном брала базовые, необходимые вещи.
Мой рабочий день (точнее, ночь) в бурении нефтяных скважин выглядит так: я работаю без выходных, с часу ночи до часу дня. Каждый день просыпаюсь, привожу себя в порядок и сажусь за работу. Моя главная задача – мониторить все операции на скважине. Я веду журналы, рапорты, заполняю множество таблиц в Excel, слежу за процессами по камерам. Очень важно вовремя заметить любые отклонения в параметрах, ведь я первая на буровой, кто может увидеть признаки аварии. Иногда приходится работать непосредственно на буровой: там много датчиков, за которыми нужно следить, чтобы всё работало чётко. Конечно, не пропускаем обед и походы в баню по расписанию.

Трат, кроме как на еду в столовой, здесь практически нет. Объект, как правило, находится далеко в лесу, никаких магазинов или досуга тут быть не может. На еду в среднем уходит 10–15 тысяч рублей в месяц. Желание что-то купить возникает только когда очень сильно хочется сладкого, а в столовой оно, как правило, дорогое. Но в такие моменты я себя не сдерживаю – не зря ведь работаю.
Самым приятным открытием стало то, что я не зря потратила время на обучение: я действительно разбираюсь в этой сфере. Ну и, конечно, радует зарплата. Но бывали дни, когда хотелось всё бросить, особенно когда случались аварии, когда всё валилось из рук и ничего не получалось.”
Фэшн-блогер, который в перерывах разговаривает с коробками: как оставаться собой, несмотря на обстоятельства
Каково это — работать грузчиком на фармацевтическом заводе, имея аудиторию в 15 тысяч человек, и при этом не сойти с ума, нам рассказал 23-летний Динислам Кужахметов, известный под ником blackbaggybag.
"Завод для меня – оптимальный вариант на данном этапе жизни. Я работаю по свободному графику в аутсорсинговой компании GSR, и это идеально сочетается с моей основной деятельностью: я фэшн-инфлюенсер и блогер. Здесь я могу загрузиться по полной, в буквальном смысле! Я 'разговариваю' с коробками, а не с людьми, и это прекрасная возможность отдохнуть от постоянного общения в блоге. Если бы я работал где-то, где требуется много коммуникации, я бы просто уставал.
Когда я только устроился на завод, все отнеслись к этому нейтрально. Но как только я начал активно развиваться в социальных сетях, создавать красивый визуал и образы, окружающие стали удивляться: 'Как такой стильный парень работает на заводе?' Этот контраст действительно вызывает вопросы у многих.

Моя работа в основном связана с готовой фармацевтической продукцией. Я выставляю коробки на деревянные поддоны, обматываю их стретч-плёнкой и загружаю в фуры с помощью рохли (такой тележки). Но иногда бывают и экзотические моменты: например, приходится заходить в морозилку, где температура около – 43 градусов, чтобы достать сырьё – криопреципитат. Было забавно в жаркий летний день за считанные секунды перемещаться из лета в настоящую Арктику!
Что мне нравится больше всего? Наверное, маневрировать с грузом на рохле – это как будто попадаешь в состояние потока. И поскольку это фармацевтический завод, здесь очень строгие санитарные условия, так что всегда чисто. Плюс, как я уже говорил, не нужно общаться с большим количеством людей. Есть приятные друзья-коллеги, с которыми мы выполняем работу и всегда помогаем друг другу. Если вы это читаете, то привет вам! Спасибо, что помогаете.

Оставаться на этом заводе я не планирую, у меня большой потенциал в творчестве. Завод – не моя стезя. Я часто слышу от коллег за 40+, как многие приходят сюда подработать и остаются на долгие годы. Это не моя история.
Креативить на моей позиции грузчика внутри завода особо негде. Ну, если только сделать из стретч-плёнки мяч и в свободное время поиграть в боулинг. Надеюсь, мастер участка это не читает;)
Главные стереотипы о заводе, которые я хотел бы развеять:
Завод – это не только ржавые балки и станки. Современные производства выглядят совсем иначе. И да, стильные фэшн-грузчики тоже работают на заводе.

Эта работа дала мне ценные софт-скиллы. Например, дипломатию, чтобы облегчить и рационализировать объём работы. Я научился выстраивать отношения, понимать, что такое уважение, – в общем, освоил коммуникацию с людьми, которая пригодится и за пределами работы. Но если бы сейчас у меня была возможность отказаться от ранних подъемов в 6 утра и 12-часовых смен, я бы выбрал полную независимость и свое дело – работу на себя в соц/фэшн-сфере. И тихонько, уверенно я к этому иду. Потому что не хочу 'под кем-то ходить'. Хочу проявлять себя, чтобы меня окружала красота и свобода. Ведь это так круто – прислушиваться к себе, к своим желаниям и проявлять себя. Ведь ты таким образом выстраиваешь свой внешний мир так, как хочешь, и влияешь на свой внутренний.

Комфорт – хорошая штука, конечно, но им можно пожертвовать, ведь дорога в 'рай' иногда похожа на 'ад'. Поэтому твой внутренний голос знает лучше, что тебе нужно. Слушайте его и действуйте!"
Истории Дианы Пестовой и Динислама Кужахметова показывают, что поколение зумеров гораздо многограннее, чем принято думать. Они не боятся "обычной" работы, если это дает им опыт, стабильность или просто позволяет заниматься своим делом. И кто сказал, что заводской цех или нефтяная вахта не могут быть частью пути к своей мечте? Главное – слушать себя и не бояться идти своей дорогой, даже если она не вписывается в общепринятые рамки.
Малика Расулова

